Николай Гумилев.   
«Что делать нам с бессмертными стихами?» 

Никола́й Степа́нович Гумилёв

[15] апреля 1886, Кронштадт 

26 августа 1921, под Петроградом

Продолжаем разговор о "великих" конца 19 и начала 20 века...

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стёртые карты Америки.

Анна Ахматова. 1910.

Поэзия Серебряного века вообще не мыслима без имени Николая Гумилёва.  Поэт, исследователь африки, литературный критик, переводчик, приверженец монархии..

Поэт.

В литературе он дебютировал как символист. Однако более известен как основатель движения под названием «Акмеизм».

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт».

Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма.

Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„Блудный сын“ Гумилева был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный почтительными учениками. Он подверг „Блудного сына“ настоящему разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“ — в противовес ей».

А через год, осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами», т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура сохранился — акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического объединения.

Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было».

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, военные и «географические» стихи.   

Н. Гумилев. Стихотворения.

Самый непрочитанный поэт. Заметки о Николае Гумилеве. Анна Ахматова.

Литературный критик. Переводчик.

  • Газета «Речь» в конце 1890-х годов,

  • Журнал «Аполлон»с 1909 по 1916 гг. , 

  • «Цех поэтов» - журнал «Гиперборей» (1911-1912),  

  • Знаменитая статья «Наследие символизма и акмеизм» (1913),

  • Сотрудничество с издательством «Всемирная литература» (1918-1920).

Николай Гумилев пишет рецензии и статьи, выступает с лекциями по французской литературе и теоретическим вопросам поэтики, увлекается теорией поэтического перевода.

Переводы Н. Гумилева.

Исследователь Африки.

Николай Гумилев много путешествовал – побывал в Италии, во Франции, совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке, откуда привез в Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию фотографий и предметов.

А опыт многотрудных скитаний отразился в стихотворениях, сборниках, поэмах…

Заглянем в загранпаспорт Гумилева

 

Приверженец монархии.

Гумилев не принял большевистской революции 1917 года, однако эмигрировать отказался.

Он был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда этого времени – много печатался, руководил в Петрограде Союзом поэтов, читал лекции, вместе с А.Блоком, М.Горьким, К.Чуковским и другими крупными писателями работал в издательстве «Всемирная литература».

Почитайте его "Заблудившийся трамвай", написанный в 1919 году.

В августе 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. И по постановлению Петроградской ГУБЧК от 24 августа 1921 года один из лучших поэтов «серебряного века» Николай Степанович Гумилев был расстрелян. Точная дата и место расстрела Гумилева неизвестны.

Н. Гумилев. Официальный сайт поэта.

В наше время в Краснознаменске Калининградской области ежегодно проходит вечер «Гумилёвская осень», на который съезжаются поэты и известные люди со всей России почтить память великого поэта.

Ольга Кардовская. Портрет Гумилева (1909).
Гумилёв Н. С. в Париже, 1906 г. Фотография Максимилиана Волошина.

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

1920

Она

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел, и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

1912