Максимилиан Волошин.
Дом поэта.

Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин, фамилия при рождении — Кирие́нко-Воло́шин

16 [28] мая 1877, Киев, Российская империя

11 августа 1932, Коктебель, Крымская АССР, СССР 

Мы продолжаем наши заседания на тему:  "Наследники Серебряного Века".

Поговорим о поэте, художнике, мыслителе, большом оригинале и мудреце...

Как в раковине малой -

Океана Великое дыхание гудит,

Как плоть ее мерцает и горит

Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены

В движении и завитке волны,-

Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,

Заключена и преображена...

"Коктебель", 1918 

Так описывал Максимилиан Волошин свою духовную родину - Коктебель.  Он говорил: "Коктебель моя родина, мой дом - Коктебель и Париж,- везде в других местах я только прохожий".

"Дом Поэта" - насколько важно для Волошина-поэта, Волошина-художника влияние этой суровой, пустынной земли...

------------------------------------------------------

Пойми простой урок моей земли:
Как Греция и Генуя прошли,
Так минет всё — Европа и Россия,
Гражданских смут горючая стихия
Развеется… Расставит новый век
В житейских заводях иные мрежи…
Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля — извечно те же.
Поэтому живи текущим днём.
Благослови свой синий окоём.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

 "Дом Поэта", 1926

В дневнике Волошина "История моей души", читаем запись от 13 ноября 1904 года:

"Разговоры о пустыне. Пустыня создает поэтов, море - нет. Море, с его туманами, создает ритмику - В.Гюго. Пустыня - это мысль во всей ее простоте".

Такова и поэзия Волошина: она строга и интеллектуальна.

Волошин - "подмастерье словесного, святого ремесла", он - "кузнец упорных слов", который "вкус, запах, цвет и меру выплавляет их скрытой сущности". Он - тайновидец, поэт, пророк.

В своем творчестве Волошин  затрагивает широкий круг тем, проблем, идей.

  • Тема трагической судьбы России (книга "Неопалимая купина"),

  • Тема любви (цикл "Amori amara sacrum" ("Святая горечь любви"), посвященный первой жене поэта  Маргарите Сабашниковой),

  • Тема Времени - Вечности (цикл "Когда время останавливается"),

  • Тема творчества и судьбы поэта (стихотворения "Поэту", "Доблесть поэта", цикл "Corona astralis"),

  • Тема человека и мироздания (цикл "Алтари в пустыне")... 

Но самая важная, как нам кажется,  - тема поиска и обретения человеком Бога...

…Когда я говорю о Боге — слова
как львы ослепшие, что ищут
источника в пустыне…

Поэма «Святой Серафим», 1919-1929

 

Максимилиан Волошин  привлекал к себе людей не только как человек с недюжинным интеллектом, блестящий поэт и художник, как большой оригинал, но и как учитель жизни.

Древняя Вселенная открывала мудрецу-поэту свои глубинные тайны. Он же "стремился чертой и словом" поведать их человечеству...

Марина Цветаева пишет о Волошине: «Макс принадлежал другому закону, чем человеческому, и мы, попадая в его орбиту, неизменно попадали в его закон. Макс сам был планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем, круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали. Макс был знающий. У него была тайна, которой он не говорил. Это знали все, этой тайны не узнал никто…»

Поэт не был, по его признанию, "светлым лирником, что нижет широкие и щедрые слова на вихри струнные, качающие душу". Его понимание творчества отличалось от взглядов его современников. В основе его поэзии - не чувство, а мысль. Вероятно, поэтому произведения Волошина часто встречали непонимание у современников. Возможно, они оказались слишком сложны для них... 

Как же оценивает себя сам поэт?

 

Вот слова из его «Автобиографии» 1925-го года:

 

Могила Волошина – на верху горы – чтобы господствовать над так называемой ноосферой.

На ней нет креста – таково завещание...

Официальный сайт М. Волошина

Стихотворения М. Волошина

М. Волошин. Из Эмиля Верхарна

Почему Максимилиана Волошина называют акварельным поэтом?

При написании  статьи использована  информация

Портрет М. Волошина работы Диего Ривера. Париж, 1916